Танцевальный коллектив "Классика-Модерн"


Педагог: Труль Ольга Валерьевна
Тел.: (812) 2735427
Сайт: http://troul.da.ru

Целью создания данной учебной программы является развитие  и обогащение системы образования через искусство танца, основываясь на идеалах и принципах Айседоры Дункан.

Айседора была убеждена и учила, что никакое образование не может быть полным без танца, поскольку движение столь же важно, как и речь, а «искусство есть выражение жизни». Именно Айседора положила начало ныне всеми поддержанной трактовке танца как физически здорового и интеллектуально обогащающего занятия.

Она сделала возможным развитие свободного, естественного, выразительного танца. Современный танец модерн родился из ее принципов, а балет проникся ее выразительной музыкальностью и психологической правдой.

Сегодня в России не существует хореографических школ, в которых преподавали бы технику танца Айседоры Дункан, как это происходит во многих других странах мира, где понимают роль и значение ее идей для развития и воспитания творческой личности ребенка. А интерес, как к личности, так и к творческому наследию Дункан в нашей стране был всегда.

Большинство студий и школ пластического танца в России были уничтожены к 1930 году. Школа Айседоры Дункан просуществовала в Москве до 1949 года, после чего была окончательно расформирована. А сам «свободный» танец был объявлен чуждым национальным традициям и подлежащим уничтожению.

Прославленное имя Айседоры Дункан за десятилетия, прошедшие со дня ее смерти, обросло мифами и легендами. За более чем тридцать лет своей творческой деятельности она объездила весь мир. Реформатор и оппонент классического балета, она разработала многие идеи и приемы танца, лучшие из которых вошли в сокровищницу мирового хореографического искусства.

«Впервые ею была сделана попытка хореографического прочтения сонат Бетховена, ноктюрнов и прелюдий Шопена, сочинений Глюка, Моцарта, Шумана…»

Для Дункан первым законом ее хореографии было изучение природы. В природе танцовщица искала тайну внутренних импульсов, которые превращаются в скрытое сочувствие интуиции и инстинктивное понимание искусства. Ее движение было историческим, так как она, как и другие великие люди до нее, пришла к вечным ценностям через природу. За первообразом Дункан обратилась к древним грекам, художникам, поэтам и мыслителям прошлого и поняла, что восстановление танца как формы искусства не может быть достигнуто без подобной реставрации натуры человека.

Многим казалось, что Дункан идет по пути возрождения танца древних греков, на что она всегда повторяла: «-Мой танец, не танец прошлого, это танец будущего». Из античной культуры она взяла «непревзойденные образцы красивых и естественных движений  человека».

Ко времени Дункан, искусство было непоправимо отделено от повседневной жизни, а природа и культура перестали быть жизненно важными вопросами. На их место пришли политика и экономика, которые теперь являются первоначальной действительностью современной жизни. Дункан вернула искусству его роль в примирении человечества с природой.

Танец Дункан, как это описывается в ее собственных сочинениях и записях ее современников, воплощает искусство «естественного танца», а тема природы –это постоянный лейтмотив ее творчества и жизни, синтез источников вдохновения этой великой танцовщицы.

«Искать в природе самые красивые формы и находить движение, которое выражает душу этих форм, – это есть задача танцора…»

Многолетний личный творческий опыт работы (1988-1997 г.г.) в качестве актрисы, педагога, а затем ассистента режиссера по пластическому тренингу, разработанному многолетним исследованием театра музыки, поэзии и пластики, носившего в разные годы названия «Космос», «Странник», «Русский модерн», а также работа в детском театре музыки, поэзии и пластики народов мира «Театре Журавлей» в качестве педагога по сценическому движению, позволили составителю программы сформировать собственный взгляд по вопросам обучения танцевальному искусству, обозначить педагогическую позицию - возродить школу Айседоры Дункан в России, вернуть культурную традицию.

Сохранение и развитие исторических традиций танца «модерн» было основным лейтмотивом деятельности по созданию танцевального коллектива. Чтобы не путать стиль «модерн» в трактовке Айседоры Дункан с чрезмерным многообразием других стилей, но под тем же названием, было решено обозначить его иначе, а именно «Классика-Модерн». 

Коллектив пластического танца «Классика-Модерн» является качественно новой творческой единицей в обширной среде детских коллективов, развивая нетрадиционные направления танцевального  искусства. Существует с 1997 года.

Классическая музыка является определяющей гармонической и образной основой для танцевальных постановок. Коллектив – участник международных фестивалей, выставок, смотров и культурных программ, проводимых в городе. Имеет дипломы и грамоты Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга, Комитета по Культуре Администрации Санкт-Петербурга.  

С целью исследовательской работы по искусству пластического танца «модерн» и танца Айседоры Дункан, в частности, а также накопления педагогического материала, как методической базы, составителем данной учебной программы совместно с Культурным Центром Чистых Искусств (г. Санкт-Петербург) с 2002 года был организован некоммерческий общедоступный ежегодный детский Международный фестиваль пластического танца памяти Айседоры Дункан, который проводится в конце мая и приурочен к дате дня рождения танцовщицы (27 мая).

На фестивале проводятся семинары и мастер-классы  для детей и взрослых с привлечением отечественных и зарубежных специалистов по музыкальному движению, технике танца Айседоры Дункан, а также ее оригинальной хореографии. Так на первом фестивале, который проходил с 22 по 31 мая 2002 года, педагогами из Международного института Айседоры Дункан г. Нью-Йорка (США) была реализована постановка оригинальных танцев Дункан с участниками коллектива «Классика–Модерн». Эти композиции вошли в репертуар коллектива. Имеются фото и видео материалы.  

Фундаментальным отличием данной программы от других учебных программ, направленных на воспитание и развитие техники танца, является то, что обучение ведется не на основе классической хореографии, а на основе специально разработанных методов, ориентированных на «свободный» пластический танец. Стиль движения не определяется выворотностью и физическими данными, а основан на естественных движениях человеческого тела.   

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть каждый год в определенных темах  мы возвращаемся к пройденному на более высоком и сложном уровне. 

Учебная программа рассчитана на 4 года обучения для детей от 7-9 до 12-14 лет. Далее дети могут продолжить заниматься в коллективе, совершенствуя свое мастерство. А также продолжить обучение в других школах и студиях по современному танцу.

Программа дана по годам обучения, в течение которых занимающимся следует усвоить определенный минимум умений, знаний, навыков, сведений по искусству танца.

На каждом этапе обучения даётся материал по основным разделам:
1. Музыкальное движение.
2. Элементы пластического танца.
3. Введение в мир искусства.
4. Танцевально-художественная работа.

Содержание программы постоянно усовершенствуется, усложняется и постоянно варьируется, от существующего на данное время контингента детей, от их способностей, трудолюбия, внимания, от их отношения к занятиям. Основа программы –это ценностно-ориентированный,  художественный подход к обучению детей на базах существующих Центров детского творчества, общеобразовательных школ к дальнейшей здоровой в физическом, нравственном и культурном отношении в жизни.

Постижение естественной природы движения –наш путь в мир танца, о котором мечтала Айседора. Свою жизнь она посвятила искусству, учила других и несла миру идею о новом танце и танцовщице будущего. Она страстно боролась за создание школы. Потому что всегда видела в танце источник воспитания гармонично развитых людей. Она писала: «Прежде всего, научим маленьких детей дышать, вибрировать, чувствовать… Учите ребенка поднимать руки к небу, чтобы в этом движении он постигал бесконечность Вселенной… Учите ребенка чудесам и красоте окружающего его бесконечного движения…». Мы следуем ее заветам.

X