Методический отдел

Телефон: (812) 2715065

Заведующая отделом: Малюкова Наталья Сергеевна
E-mail: natalia@fontanka32.spb.ru

В методическом отделе Вы сможете ознакомиться:

- с основными нормативнами документами
- с материалами по программному обеспечению образовательного процесса в УДО, лучшими авторскими образовательными программами педагогов дополнительного образования
- с материалами по организации досуговой деятельности
- со сценариями, методическими разработками традиционных школьных праздников, творческих дел, конкурсов, дискотек и т. п.
- с интересными периодическими изданиями
- с видеоматериалами открытых занятий и массовых праздников в учреждении дополнительного образования
- с материалами по проблемам воспитания учащихся
- с адресами интересного опыта школ и учреждений дополнительного образования
- с тематическими выставками

Подробнее о методической службе >>>

С целью экономии Вашего времени предлагаем тематический подбор материалов по тематическим заявкам.

Отдел работает
с понедельника по пятницу
с 10.00 – 13.00
с 14.00 – 17.00

Наш адрес: наб. р. Фонтанки, 32/1, 4-й этаж, методический кабинет.

Список методических пособий и материалов (по состоянию на декабрь 2004)....
Литература в помощь педагогу....
Видеотека методического отдела....
Расписание работы методистов на 2004-2005 учебный год (по состоянию на январь 2005)...
План работы методического отдела на 2004-2005 учебный год....

Календарный план работы отдела на март 2005....


Педагоги-организаторы и методисты отдела:

Малюкова Наталья Сергеевна
Малюкова Наталья Сергеевна
заведующая учебно-методическим отделом
Харламова Юлия Александровна
Харламова Юлия Александровна
методист по работе со старшими вожатыми
Мацкевич Екатерина Сергеевна
Мацкевич Екатерина Сергеевна
заведующая кабинетом
подробнее >>>
Миков Станислав Вячеславович
Миков Станислав Вячеславович
педагог-организатор по информационным технологиям и дизайну
подробнее >>>
Труль Ольга Валерьевна
Труль Ольга Валерьевна
методист по работе с педагогами и учителями художественного направления
 подробнее >>>
Демидова Аниса Гизатовна
Демидова Аниса Гизатовна
методист по работе с классными руководителями
подробнее >>>
Аверина Алёна Александровна
Аверина Алёна Александровна
методист по художественному направлению

Педагоги-организаторы и методисты Экспериментальной площадки на базе туристского отдела:

Ананьев Андрей Сергеевич, методист по экспериментальной работе туристского отдела подробнее...
Груздева Ирина Алексеевна, методист по экспериментальной работе туристского отдела
Митрофанов Вадим Александрович, методист по туристской работе со школами
Юркина Лариса Юрьевна, педагог-психолог
Пивоваров Александр Михайлович, педагог-психолог


Целевое назначение учебно-методической службы

Деятельность учебно-методической службы отдела ориентирована на обеспечение достижения и поддержания высокого качества учебно-воспитательного процесса как непосредственно в ДДЮТ, так и в учреждениях района, - процесса, основанного на современной педагогической деятельности, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности специалиста, занимающегося воспитательным процессом, педагогических технологиях, позволяющих каждому учащемуся достичь результатов в соответствующей образовательной программе.

Основные направления деятельности учебно-методического отдела

1.    Организация деятельности методического кабинета.
-    образовательная деятельность
-    накопление методического фонда
-    информационное сопровождение
2.    Работа с педагогическими кадрами школ.
-    работа с классными руководителями
•    проблемные семинары
•    творческие лаборатории
•    проведение методических дней в школе
-    работа с педагогами ДО
-    информационно-методическая работа с туристскими организациями
-    координация городских и районных программ (1999-2003 г.г. координация акции «300 дел в подарок Великому городу»)
-    работа со старшими вожатыми
•    семинары
•    консультации
•    конкурс вожатского мастерства
3.    Работа с педагогами ДДЮТ.
-    методическое обеспечение учебного процесса
•    программное обеспечение
•    инновационная деятельность
-    консультации
-    обобщение опыта
-    повышение квалификации педагога
-    участие в конкурсе педагогических достижений
-    «школа методиста»
4.    Опытно-экспериментальная работа.
-    «Педагог ДО в школе»
-    1999 – 2001 г.г. ЭП федерального значения «Воспитание личности и туризм»
-    «Реализация личностно-ориентированного подхода в дополнительном образовании детей (на примере детско-юношеского туризма)»
-    «Реализация гуманистического подхода в воспитании и дополнительном образовании детей»

Основные функции методической службы отдела

1.    Аналитическая - диагностика образовательного процесса в ДДЮТ и школах района; его проектирования, содержания, способов организации, результатов на стороне ученика и педагога.
2.    Информационно-методическая   -   выявление   и   создание   «банка данных»   актуального   педагогического   опыта   школ   и   учреждений дополнительного образования, обобщение и пропаганда этого опыта.
3.    Обучающая   -   повышение   уровня    профессиональной    готовности педагога     к     осуществлению     учебно-воспитательного     процесса, обеспечение     педагога    актуальными     педагогическими    знаниями, педагогическими технологиями.
4.    Конструирующая - моделирование и освоение наиболее продуктивных методов   и   приемов   обучения,   воспитания   и   развития   учащихся, разработка и апробирование образовательных программ, технологий их реализации.

Анализ работы учебно-методического отдела за 2001-2004 года

В 2001-2004 годах перед методической службой стояли следующие задачи:
1.    Научно-методическое обеспечение образовательного процесса, ОЭР и работы   творческих   групп,   участвующих   в   районных проектах   программы образовательной системы «Ребенок».
2. Укрепление связей с методическими службами района.
3. Поиск современных подходов к организации обучения педагогических кадров ОУ.
4. Поиск   путей   взаимодействия   методических   служб   основного   и дополнительного образования.
5.    Продолжение ОЭР
6.    Участие в ежегодных педагогических чтениях, улучшающее качество образовательного  процесса..
7.    Создание и выпуск методических продукций методистами отдела.
8.        Для решения этих задач деятельность методической службы строилась по следующим направлениям:
9.    работа методического кабинета
10.    обучение педагогических кадров ОУ
11.    методическое обеспечение образовательного процесса в УД
12.    научно-методическое обеспечение ОЭР
Работа методического кабинета велась четко, в соответствии с составленным планом. Отработана четкая система функционирования кабинета, которой отдел придерживается до сих пор: ведется вся необходимая документация, дежурство в кабинете, систематизация и хранение материалов, спланированы мероприятия по пополнению фонда и рекламе кабинета. С этой целью методический кабинет ежемесячно выставляет свои материалы (выставки) в школах района, организует на базе ДДЮТ-1 районные и городские семинары. Образовательная деятельность на базе методического кабинета дала возможность расширить круг его посетителей. Ими стали: учителя - классные руководители, старшие вожатые, заместители директоров по воспитательной работе, педагоги дополнительного образования школ и клубов, методисты УДОД, студенты колледжей и ВУЗов.
На протяжении последних трех лет ведется непрерывная работа по обучению вожатых и классных руководителей школ. Вниманием методистов отдела охвачены школы №177, 155, 157, 222, 163, 189, 171, 181, 210, 174, 216, 308, 321,177, 294, 175, 209, 211, 304, 154, 153, 206, 211, 612, 194, 178, 320.
В связи с разносторонней деятельность учебно-методического отдела и четкого распределения обязанностей, анализ работы за последние годы целесообразно рассматривать по фронтам деятельности.
В 2003-2004 учебном году работа в отделе ведется по следующим направлениям:
Работа с классными руководителями школ района
Цели: организация обучения классных руководителей по освоению методов и форм работы в логике концепции «Воспитание петербуржца 21 века»; поиск эффективных форм обучения по концепции «Воспитание петербуржца 21 века».
Задачи: отбор тем и форм обучения классных руководителей; расширение образовательного пространства, социальных связей и путей взаимодействия с различными организациями; создание и выпуск методической продукции; проведение аналитической деятельности, направленной на изучение уровня освоения идей концепции «Воспитание петербуржца 21 века».
Формы осуществления работы:
-    методический день в школе (по заявкам школ с указанием темы);
-    деловая игра (по заявкам школ);
-    этикет-игра;
-    семинары-практикумы;
-    консультации.



На основании приказа Комитета по образованию от 18.03.99 г. №146 перед учебно-методической службой ДДЮТ № 1 Центрального района была поставлена задача проведения обучения педагогических кадров ОУ методике организации воспитательной деятельности, разработки моделей участии УДОД в организации воспитательной работы и в других типах ОУ.
Методическая служба ДДЮТ №1 Центрального района исходила из реальных условий в создании обучающей системы. В связи с этим появилась необходимость создать информационный каталог о педагогических коллективах ОУ, для этого надо было собрать и обобщить всю информацию о школах Центрального района. На основании приобретенной информации были составлены диаграммы: кадровое обеспечение школ (кол-во чел.); количественный состав учащихся школ; педагогический состав ОУ. Получив содержание банка данных и систему его наполнения установилась доброжелательная атмосфера с воспитательной службой ОУ.
Нашей целью стала организация обучения классных руководителей по освоению методов и форм работы по концепции «Воспитание петербуржца 21 века» и поиск эффективных форм. Задачей же явились отбор тем и форм обучения классных руководителей, расширение образовательного пространства, социальных связей и путей взаимодействия с различными организациями, создание и выпуск методической продукции, проведение аналитической деятельности, направленной на изучение уровня освоения идей концепции «Воспитание петербуржца 21 века», что должно привести к единению и согласию на основе гуманных вечных истин, В решении этих целей методический отдел использовал различные формы работы - это и индивидуальная помощь, и консультации, и учебные семинары, и проблемные семинары, и методические дни (в школе), и практикумы, и творческие лаборатории и игровые программы. В ежедневной работе выявилось, что любимыми были камерные формы общения. Место таких встреч - наш учебно-методический кабинет. Здесь уютно: цветы, хорошее техническое оснащение, много методического материала (сценарные папки, методические разработки, книги, журналы и т. д.). Изучая интересы и запросы педагогов мы стараемся по мере возможности организовывать встречи с интересными людьми и учеными в области педагогики (УПМ). Важнейшей особенностью учебно-методического отдела является целевая установка: превращение обучения в радость.
Мы надеемся, что предложенное обучение классного руководителя (осмысление цели и задач воспитательной работы, формирование классного коллектива как социально-воспитательной среды, организация разнообразной деятельности, системы индивидуальных воздействий, планирование) послужат методическим подспорьем начинающему заместителю директора по воспитательной работе. В творческой лаборатории классного руководителя педагогическую технологию педагог усваивает постепенно, по мере накопления и общения с неординарными людьми (УПМ). Это влияние обеспечивает эффективное понимание методических форм, разнообразие педагогических средств и приемов. Бесспорно, главный источник педагогического творчества -жизненный опыт классного руководителя. Методические дни в школах - это общение с ярким, неординарным человеком, которое становится для коллег радостью и постоянным нравственным обогащением .
Анализируя результаты прошедших лет, мы видели, что наши усилия по обучению классных руководителей эффективны, нам удалось максимально погрузить в обучающий процесс 1318 педагогов и создать новый качественный уровень. В результате были выданы документы (справки) 59 педагогам, прошедшим обучение на базе учебно-методического отдела.
Просмотр и анализ сделанного - это уже начало будущего планирования Как же планировать работу с классным руководителем? Как очертить конкретные цели и задачи на конкретный период времени? Исходным для методиста является; собеседования с заместителями директоров по воспитательной работе. где четко определяются перспективы и последовательность обучения классных руководителей, которые целесообразно осуществить именно в этот период. выстраивая их в определенную систему и, самое главное,, наполняя конкретным содержанием, В процессе этой постоянной работы развивается и совершенствуется мастерство методистов, их теоретическая подготовленность. способность осмысливать свою деятельность.
Учебно-методический отдел должен был представить задуманное от начата до конца, найти исполнителей, объединить и приобрести сотни друзей. единомышленников, при этом нельзя было потерять ценный опыт, который уже накопился, И тогда на базе ДДЮТ №1 09,01.01 г, состоялась практическая конференция дня классных руководителей «Роль классного руководителя я системе воспитания школьника» В ней приняли участие более 120 педагогов, показателем явился анализ анкет: необходимость конференции - 100°о, актуальность темы - 98%. Материалы сравнительного анализа дают основание для вывода о том, что опыт педагогов возможен лишь при реализации одной из главных идей гуманистической педагогики: не ученик должен приспосабливаться к школе, а школа должна приспосабливаться к ученику. Основным инструментом конференции было слово, с сообщениями об опыте работы школ выступило 8 классных руководителей. Данный материал послужил созданию сборника
Прогнозирование, диагностика, обобщение, пропаганда лучшего опыта -все это методическая служба. Диагностический результат полученный в ходе количественного анализа обучения педагогических кадров, только выявляет развивающиеся тенденции посещения семинарских занятий и является исходным элементом для планирования. Анализ посещения семинарских занятий педагогами выявил, что совершенствуются коммуникативные навыки, конструируются способы взаимодействия с окружающими. Ведущий мотив посещений доказывает: эффективность обучения определяется не только содержанием, но и разнообразием форм. Диагностика проводится дважды, в начале и в конце учебного года, для определения эффективности методической работы. Наши методические находки на практике можно использовать, так как сама методика всего лишь отвечает на вопросы; Как? Каким образом? Какой последовательности придерживаться в работе? Всему этому можно и нужно учиться, так как основным инструментом было слово, печатная продукция, наглядные пособия и чтобы соответствовать сегодняшнему дню, необходимо развиваться. пользоваться новым инструментарием.
Можно со всей уверенностью заявить, что в основе успехов и достижений методической службы лежит тот морально-этический климат, который создается совместным трудом методистов и администрации школ нашего Центрального района. С огромным вниманием мы относимся к каждому педагогу, к его проблемам и убеждены, что тяга к встречам не иссякнет никогда.

Работа с педагогическими кадрами ДДЮТ-1

В задачи методического отдела входит помощь педагогам дополнительного образования ДДЮТ №1 в работе над их программами, формой проведения занятий, подготовке методических разработок по специальности, проведение массовых мероприятий. Кроме непосредственных личных консультаций, методисты отдела обеспечивают помощь администрации в проведении плановых совещаний и педагогических чтений. За последние три года служба учебно-методического отдела ни только оказала существенную поддержку педагогам в их работе, но и зарекомендовала себя как оперативная и доброжелательная сила, необходимая ОУ.

Пополнение информационно-методической базы кабинета учебно-методического отдела, работа с периодической печатью

Задачи: создание «банка данных» актуального педагогического опыта, обобщение и пропаганда этого опыта для повышения профессионального уровня педагога, для их непрерывного самообразования, творческой активности и самостоятельности учащихся.
Формы осуществления методического обеспечения и сопровождения педагогических кадров :
индивидуальные консультации;
проведение обучающих педагогических советов;
самостоятельная  работа педагогов  и  учащихся  с  использованием средств новых информационных технологий;
Результат:
повышение педагогического мастерства работников ДДЮТ; наличие  «банка данных»,  включающего  в  себя  информационный бюллетени, рекомендации, книги, памятки, инструкции, тематические папки,     методические    разработки,     видеофильмы,     прикладную методическую продукцию, бланки тестов и анкет, фонд журналов.
За  последние  четыре  года  методическая  база  пополнилась  методической продукцией (включая метод, разработки, книги, периодические издания) в количестве порядка 1200 единиц.
Оснащение учебно-методического кабинета:
Библиотека: фонд книг, журналы, тематическая выставка.
Видеотека: фонд видеозаписей, телевизор, видеомгнитфон.
Диатека:   фонд   диафильмов и  диапозитивов   (слайдов),   аппаратура   для просмотра диафильмов и диапозитивов.
Ксерокопировальная зона: отсутствует.
Компьютерная зона: 3 компьютера, сканер, принтер.
Факс.

Работа с вожатыми школ и детскими активами

Цели: формирование гражданской позиции у молодого поколения через привлечение к социально-значимой деятельности на благо города и горожан; привлечение школьников района к городским программам (в 2003-2004 у.г. «Петербургу с любовью»); формирование совместных социальных потребностей, интересов; выявление школьников с лидерскими способностями; реабилитация вожатской профессии.
Задачи: сплочение школьных коллективов через совместную деятельность; организация информационных сборов и обучающих программ для командиров и корреспондентов районного актива; организация совместных дел; проведение деловых игр и игровых программ; организация обучающей программы для вожатых района; обмен опытом со школами и районами города; участив в городских и районных конкурсах; создание детских объединений.
Формы осуществления работы:
организация районного детского актива;
реализация городских программ и акций в Центральном районе; реализация районных проектов;
организация работы круглого стола ДМОО.

X